• Заказ:
  • (017) 282-77-22;
  • 8 (025) 982-77-22
  • 8 (033) 662-77-22
  • 8 (029) 182-77-22

Статьи

Версия для печати
20 ноября 2014
Вода и религия

Вода и религия

Святая вода в христианстве — вода, освященная обрядом водосвятия. Как отмечается в христианской (особенно в православной) традиции, из средства достижения внешней чистоты вода сделалась символом внутреннего очищения души. Священные омовения предписывались Моисеем, Зороастром и Мухаммедом. Христианство, наследуя иудаизму, удержало символическое значение воды, получившей особое значение с установлением таинства крещения Богоявленская, или крещенская, вода считается святыней, агиасмой. В народе существует поверье, что она всегда остается свежей. Это же свойство приписывается воде, взятой из живого источника в самую полночь на праздник Богоявления. Обычай ходить в этот урочный час за водою на реку до сих пор сохранился во многих деревнях. Воде малого водосвятия также приписываются благодатные свойства. Ее применяют в священных церемониях при окроплении полей, стад, зданий и т. п.

Святой водой называется иногда и без освящения вода некоторых источников, озер, колодцев и т. д., ознаменованных явлением чудотворной иконы, пребыванием святого мужа и т. п. В Римско-Католической Церкви святая вода имеет еще особое применение. При входе в каждый костел имеется чаша с освященной водою, в которую входящие погружают персты и потом знаменуют ими лицо. Появление этих чаш, напоминающих «медное море» Соломонова Храма, в церквах Запада относится к 4 веку.

У мусульман существует обычай освящать воду погружением в нее плаща Мухаммеда. Погружение совершал раз в год сам султан в Константинополе и рассылал освященную воду важнейшим сановникам.
Ритуальное использование воды, являющейся естественным символом очищения и духовной чистоты, было характерно для многих языческих культов, а окропление жертвы водой предписывалось Моисеевым законом. Употребление освященной воды в христианстве восходит ко 2 веку. Первоначально она использовалась для окропления во время воскресной литургии, а позднее — едва ли не во всех обрядах освящения; в католических церквах ее наливают в плоские сосуды, помещенные при входе в церковь; кроме того, верующие используют ее дома. Наряду с обыкновенной святой водой, католическая церковь освящает крещальную воду, пасхальную воду и особую «григорианскую» воду (в ее состав входят соль, пепел и вино), употребляемую для освящения храмов.
Как высоко ценилась в древности израильтянами вода, этот необходимейший дар для жизни и благосостояния человека, о том Священное Писание свидетельствует во многих местах. Поставляя воду между самыми первыми, необходимыми для человека предметами, Иисус, сын Сирахов, говорит: главная потребность для жизни — вода и хлеб, и одежда и дом, прикрывающий наготу (Сир. XXIX, 24).
Вода живая, свежая, ключевая нередко представляется образом всеоживляющего благословения Божья (Ис. XII,3).
Как в обрядовых омовениях Ветхого Завета вода служила образом нравственного очищения евреев, так крещение в Новом Завете служит образом таинственного очищения от грехов и духовного возрождения в жизнь новую, благодатную (Ин. III, 5, Еф. V, 26 и др.).
Столь необходимая и благодетельная в жарких странах вода становится иногда опасной и разрушительной стихией, когда во время сильных и проливных дождей, низвергаясь с горных высот, она все покрывает собой, и переполненные реки и источники выступают из берегов и все уносят и разрушают (Пс. XVII, 17, Иер. XLVII, 2, Ис. XLIII, 2 и др.). Потому-то выражения быть во глубине вод значит страдать; возмущенное море означает беспокойство нечестивых и т. д. Как вода освежает и оживляет жаждущего путешественника, так и наше спасение есть чистый источник живой воды.

Источники информации: Энциклопедия «Религия», Библейская энциклопедия.

Вернутся